Поведенческая психология

Поведенческую психологию возможно назвать одним из первых направлений развития психологии в XX в. Не смотря на то, что теория бихевиоризма была сформулирована в прошлом столетии, ее влияние на мировую психологию, в частности на американскую, где она зародилась, остается большим и в настоящее время. Кредо бихевиоризма высказывает формула: стимул — реакция, в соответствии с которой предметом психологии есть поведение, а не сознание человека (из этого и наименование — от английского behavior — поведение). Для представителей этого направления: Э. Торндайка и Дж. Бр. Уотсона бихевиоризм есть прагматической теорией, а исходя из этого анализ поведения должен носить строго объективный темперамент и ограничиваться, как и во всех естественных науках, снаружи замечаемыми феноменами.

Поведенческая психология

Развитие бихевиоризма в XX в. связано с именами Э. Толмена, К. Халла и Б. Ф. Скиннера. Толмен сформулировал два закона научения (как человека, так и животных): закон упражнения и закон результата. Он экспериментально замечал, как крыса научается находить в лабиринте путь к пище за счет того, что у нее складывается познавательная карта этого пути, а не несложная сумма двигательных навыков. Усвоенная животным познавательная карта подкрепляется ожиданием, а не самим по себе удовлетворением органической потребности. В значительной мере благодаря Толмену в американской психологии 30 — 40-х гг. стало привычным трактовать человека как громадную белую крысу, загружённую в мысли. В XX в. представители бихевиоризма, отстаивая детерминистическое объяснение механизмов построения поведения, вводили промежуточные переменные, связанные с познавательным и мотивационным факторами.

Халл ввел понятие машинообразной целесообразности поведения и думал, что человека возможно разглядывать в качестве робота, машинообразно поддерживающего свое существование. Живая машина у Халла способна изменять свое поведение соответственно изменяющимся условиям. Такие автомобили механике неизвестны.

Поведенческая психология

Основной идеей Скиннера была роль обратной связи при управлении поведением. Концепция Скиннера заложила фундамент программированного обучения, она вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, любая из которых контролируется подкреплением, служащим знаком обратной связи.

Вторым ведущим направлением развития психологии в XX в. есть фрейдизм, названный по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского доктора, психопатолога и психолога. Сам Фрейд обозначал это направление термином психоанализ. Открытием Фрейда было подсознание — как источник первичных стимулов человеческого поведения. Следовательно, с одной стороны, психоанализом называется неспециализированная теория механизмов человеческого подсознания, имеющая широкое значение и служащая базой для целостного понимания человека. Иначе, психоанализом называется система особых способов, благодаря которым возможно изучить подсознание человека с целью исцеления нервных и психических заболеваний.

Поведенческая психология

Среди изучений, устремленных к познанию самого сложного и интимного в организации психического мира человека, выделяются работы основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, ближайших его соратников А. Адлера и К. Юнга, неофрейдистов: К. Хорни, Э. Фромма и других.

З. Фрейд в своем учении отказался от классического разделения духовного и телесного и наполнил новым содержанием понятие психики, психического мира человека. Он постарался посмотреть вовнутрь кипящего котла души людской и распознать, какие конкретно же там идут процессы и как они воздействуют на душевное и психическое здоровье человека.

В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни человека было раскрыто влияние неосознаваемых личностью влечений, интересов, мотивов на ее поведение, на представление о самой себе и других людях. На материале из психиатрической практики были прослежены сложность и многоплановость структуры личности, значение внутренних распрей и кризисов в ее развитии, последствия неудовлетворенных жажд.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *