Прическа детская на длинные волосы

Тест Рисунок человека

Тест «Рисунок человека» создан К. Маховер в 1946 году на базе теста Ф. Гудинаф с целью определения личных изюминок личности.

Процедура теста. ребенку дают простой карандаш средней мягкости и обычный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого именно желаешь».
Ваша просьба может породить массу вопросов либо отказ. В случае если ребенок отказывается, нужно попытаться его убедить. На всевозможные вопросы, каковые, в большинстве случаев, носят уточняющий темперамент («А какого именно человека?»), направляться отвечать уклончиво, к примеру: «Любого», «Рисуй какого именно желаешь». На каждые выражения сомнений возможно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет. «. В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, что-то вроде бюста либо в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.
В принципе любой рисунок может дать ответственную данные о ребенке, однако в случае если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, сейчас в полный рост, полностью: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет взят удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в ходе рисования, особенности его поведения, и такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в ходе работы над рисунком, дадут вам важную данные о его изюминках. Как он отнесся к заданию? Высказывал ли он сопротивление либо резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Высказывал ли острую потребность в предстоящих указаниях?

В случае если да, то как именно: заявлял об этом прямо либо это выражалось в его движениях и поведении? Возможно ребенок смело приступил к исполнению задания и ничем не высказывал сомнений в своих свойствах? Либо его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и сказал? Подобные наблюдения дают много пищи для размышлений: возможно, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, тревожен, не не сомневается в себе, вызывающ большие сомнения, подозрителен, горд, проявляет негативизм, очень критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, наивен, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

По окончании того как рисунок закончен. спросите ребенка, все ли он нарисовал, а после этого переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его изюминок. В ходе беседы вы имеете возможность прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, эмоции и переживания, каковые ребенок высказывает на протяжении беседы, вы может взять неповторимую данные относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто данный человек? Где он живет? Имеется ли у него приятели? Чем он занимается? Хороший он либо не добрый? На кого он наблюдает? Кто наблюдает на него?

В принципе вы имеете возможность прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но кое-какие данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы разрешат понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли показатели психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (gрисвойте каждому утвердительному ответу один балл ): 1. У человека нарисована голова.
2. У него две ноги.
3. Две руки.
4. Туловище достаточно отделено от головы.
5. Протяженность и ширина туловища пропорциональны.
6. Плечи хорошо прорисованы.
7. Руки и ноги соединены с туловищем верно.
8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
9. Шея ясно просматривается.
10. Протяженность шеи пропорциональна размерам тела и головы.
11. У человека нарисованы глаза.
12. У него нарисован нос.
13. Нарисован рот.
14. Нос и рот имеют обычные размеры.
15. Видны ноздри.
16. Нарисованы волосы.
17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
18. Человек нарисован в одежде.
19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (штаны и пиджак/рубаха).
20. Вся одежда, изображенная кроме вышеуказанной, хорошо прорисована.
21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
22. На руках изображены пальцы.
23. На каждой руке пять пальцев.
24. Пальцы достаточно пропорциональны и не через чур растопырены.
25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
26. Хорошо прорисованы запястья методом сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
27. Прорисован локтевой сустав.
28. Прорисован коленный сустав.
29. Голова имеет обычные пропорции по отношению к телу.
30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, либо дольше, но не более чем вдвое.
31. Протяженность стоп равна приблизительно 1/3 длины ног.
32. Протяженность ног равна приблизительно длине туловища либо дольше, но не более чем в два раза.
33. Протяженность и ширина конечностей пропорциональны.
34. На ногах возможно различить пятки.
35. Форма головы верная.
36. Форма тела в целом верная.
37. Очертания конечностей переданы точно.
38. Неотёсанные ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
39. Уши хорошо различимы.
40. Уши находятся на своем месте и имеют обычные размеры.
41. На лице прорисованы ресницы и брови.
42. Зрачки расположены верно.
43. Глаза пропорциональны размерам лица.
44. Человек наблюдает прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
45. Четко различимы лоб и подбородок.
46. Подбородок отделен от нижней губы. Выводы сделать весьма легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому примеру, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому утвердительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.
Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет — 10 очков
  • 6 лет — 14 очков
  • 7 лет — 18 очков
  • 8 лет — 22 очка
  • 9 лет — 26 очков
  • 10 лет — 30 очков
  • 11 лет — 34 очка
  • 12 лет — 38 очков
  • 13 лет — 42 очка
  • 14 лет — свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь есть уместной в данном рисунке либо кроме того нужной для данного изображенного человека, к примеру клинок для воина.

На рисунке смогут находиться и негативные символы, на каковые направляться обратить внимание, потому, что они смогут свидетельствовать об определенных проблемах.

Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии либо точки.
  • Нет рта либо одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища либо туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки либо круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых показателей.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте в первую очередь имеют ли место неотёсанные ошибки в изображении фигуры, к примеру, такие, каковые перечислены выше.

В случае если мы исходим из того, что рисунок людской фигуры символизирует образ тела, который считается весьма чувствительным к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться неприятности, каковые он испытывает. Чем больше нарушение ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. За образом тела рисунок ребенка может пострадать всецело либо частично или просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди важных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совсем неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной людской фигуры, твёрдые, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) либо весьма причудливые фигуры.

Прическа детская на длинные волосы

Подобные случаи говорят о значительных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор — это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как довольно часто принято считать. Это возможно выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности либо зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности либо зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным либо просто непонятным, не торопитесь делать выводы. Кое-какие странности в картинках смогут иметь простые и похожие на правду объяснения. Исходя из этого следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка поведать, кто изображен на его рисунке. Кроме того простое описание ребенком рисунка может дать занимательную данные, потому, что, не обращая внимания на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры обращение отправится о самом ребенке, его эмоциях, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, каковые направляться задать ребенку, чтобы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе данный человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, в то время, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он сейчас занят?
  • какое количество ему лет?
  • Где он находится?
  • Что около него?
  • О чем он думает?
  • Что он ощущает?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него имеется нехорошие привычки?
  • У него имеется какие-нибудь жажды?
  • Что тебе приходит в голову, в то время, когда ты наблюдаешь на этого нарисованного человека?
  • Данный человек здоров?
  • Что больше всего желает данный человек?

На протяжении данной беседы с ребенком вы имеете возможность попросить его разъяснить либо прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, вызывающие большие сомнения либо нечеткие места. Спросите кроме этого, какая часть тела, согласно его точке зрения, оказалась оптимальнее и из-за чего, а какая часть самая неудачная, из-за чего.

Другой вариант беседы с ребенком — попросить его сочинить историю об этом человеке.

По окончании того как вы собрали первичную данные посредством этого краткого опроса и анализа поведения ребенка на протяжении рисования, направляться перейти к интерпретации рисунка. В первую очередь, необходимо иметь в виду, что любая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, темперамент которого учитывается при интерпретации. Любой орган тела получает особенное символическое значение, потому, что в нем проявляются последствия эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз желаем предотвратить о неприемлемости поспешных заключений. Изучения говорят о том, что методы и манера выражения чувств, переживаний, распрей и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Исходя из этого вы не должен пробовать ставить какой-то диагноз на базе единичного символа, в ходе анализа нужно учитывать рисунок как целое.

Символические значение фигуры человека

Голова — олицетворение сферы интеллекта, место локализации «я» ребенка, его психического центра, исходя из этого не удивительно, что голове уделяется большое внимание. В случае если ребенок уделяет голове не сильный внимание — это может сказать о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения либо кроме того наличии невроза, потому, что голова и, например, лоб — это кроме этого отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая неизменно открыта взорам окружающих и через это вовлечена в процесс взаимоотношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища имеется отношение между физическим и духовным в ребенке. В случае если у человека непропорционально громадная голова — это возможно знаком того, что ребенок страдает от головных болей либо испытывает иные негативные действия в данной области. Фиксация на голове возможно связана с ослаблением интеллектуальных свойств либо контроля, в следствии чего значение данной части тела для ребенка возрастает. Громадная голова выступает при таких условиях как выражение рвения компенсировать недостающее. Дети, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения либо письма и т. п. либо страдающие от нарушений адаптации, кроме этого довольно часто рисуют громадную голову у человека.

Волосы. Выделение волос на голове может свидетельствовать о рвении выделить мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, долгих, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо — знак сферы общения, наиболее значимый центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, пытается к уходу от неприятностей, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает весьма схематично, упускает изображение линия лица. В один момент он может шепетильно и с уверенностью выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, в то время, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения для того чтобы ребенка весьма поверхностны, других людей он терпит постольку-посколь-ку. Он очень насторожен, ожидает от других лишь нехорошего, довольно часто враждебно настроен к окружающим. Об агрессии и враждебности мы можем сказать и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы либо открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. Иначе, сосредоточенность на данной части, чрезмерное подчеркивание и выделение линия лица смогут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, владеющего личной энергетикой человека, чтобы сгладить свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо — достаточно негативный символ, который соотносится с утратой идентичности, потерей эмоции собственного «я». не меньше тревожный факт — изображение звериного лица либо напоминающего робота, и обезличенного, ничего не высказывающего лица, о котором возможно заявить, что оно неживое.

Подбородок. За ним закрепилось стереотипное значение, в соответствии с которому мы знаем, что подбородок — отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его довольно часто стирают, перерисовывают, обводят либо рисуют заметно выступающим (на картинках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать рвение к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со не сильный, легкими линиями в изображении остальных частей. При таких условиях возможно предполагать, что создатель рисунка в конечном итоге подобными качествами не владеет и только рисует себя таковым в воображении.

Брови. Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, — свидетельство заботы о собственной наружности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Частые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и гордостью.

Уши — если они имеется, то обозначают открытость восприятия либо бдительность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в достаточно позднем возрасте, исходя из этого пропуск данной части тела либо сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно — об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза. как мы знаем, — зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может очень многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, безрадостное. Пристальный, пронизывающий взор — выражение агрессивности. Глаза громадные, с прорисованными зрачками либо без зрачков с заштрихованными склерами — знак страха либо тревоги. Громадные и шепетильно прорисованные глаза по большей части рисуют девочки и значительно реже — мальчики. Глаза обширно открытые, но не преувеличенные, смогут быть знаком любознательности. Взор не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Потому, что посредством глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с мелкими глазами мы можем сказать о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными эмоциями. Закрытые глаза — попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, возможно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит около ничего достойного внимания. Прекрасные, симметричные, хорошо прорисованные глаза — отражение жажды быть привлекательным, красивым другим людям.

Рот — многозначный элемент. В случае если рот открыт, то это принято считать показателем агрессии либо вербальной активности агрессивного характера, в случае если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Быть может, она носит защитный темперамент. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д. в целом типично для мелких детей, еще недавно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже делается показателем зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может сказать о внутреннем напряжении.

Губы — общепринятый знак сексуальной сферы. В картинках детей губы одна из тех деталей, благодаря которым передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — показатель верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке ребёнка смогут означать наличие нарциссичес-ких тенденций.

Нос — сам по себе не имеет интерпретационного значения. Довольно часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным знаком. Не смотря на то, что практикующие психологи уверены в том, что испытывающий сексуальные неприятности ребёнок, наверное, будет акцентироваться на таких знаках, как галстук либо карманы штанов, а не на носе. Отсутствие носа может показывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея есть связующим звеном между телом (знак животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что постоянно могут совладать со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Долгая шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Маленькая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в картинках детей есть показателем незрелости.

Рис. 17
Руки — знак активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). В случае если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению — это показатель общительности, активного сотрудничества с внешним миром. В случае если же руки, напротив, запрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, хорошо прижаты к телу, ладони скрыты в карманах — это может сказать о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими изюминками рисунка это может оказаться показателем ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия либо сильного внутреннего напряжения. Другая ответственная черта изображения рук — это их тонус. Гибкие, подвижные, вольно располагающиеся руки, возможно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Твёрдые, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки смогут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Большие, громадные ладони — показатель деятельного, взрывного характера, в то время как отсутствие ладоней говорит о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, эмоции непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Шепетильно прорисованные пальцы означают свойство контролировать обстановку, держать в руках, руководить ею. Долгие пальцы с ногтями либо подчеркивание кулаков — показатель агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела — открытая враждебность, бунтарство, противостояние. В случае если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, возможно сказать о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии смогут сказать пальцы, изображенные так, словно бы человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие вероятные знаки враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук — крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с этими изюминками рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и неспециализированная гротескность рисунка, отсутствие рук говорит о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук — весьма необыкновенный факт. Помимо этого, это может высказывать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое смогут означать очень сильно заштрихованные кисти рук. Маленькие руки смогут свидетельствовать о замкнутости, обращенности вовнутрь, на себя, и рвении держать себя в определенных рамках, не разрешая проявиться своим импульсам. В случае если ребенок рисует длинные руки — это говорит о направленности во внешний мир, контактности, рвении покупать, накапливать. Громадные, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, кроме этого большие и сильные руки появляются на картинках тех, кто пробует так уравновесить, компенсировать собственную слабость. Иначе, ребенок, осознающий свое не сильный физическое состояние, может изобразить узкие, хрупкие руки.

Туловище — знак представления ребенка о физическом виде человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, не сильный ребенком — это показатель компенсации недостающего, совершенного для него физического вида. Большое, сильное тело с замечательными плечами на рисунке ребенка обычного телосложения — внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи являются выражением физической силы и превосходства. Дети, испытывающие сексуальную неадекватность, смогут высказывать это в очень сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. В случае если сильный ребенок рисует не сильный тело, то, быть может, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

Хрупкое тело возможно выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим жаждам и игнорирующий каждые проявления самоконтроля, может нарисовать не сильный, слабохарактерное тело с непропорционально маленькой головой. В случае если мелкий ребенок изображает пупок — это показатель эгоцентризма, в случае если пупок рисует ребенок старшего возраста — это делается выражением инфантильности либо рвения уйти в себя. В целом округлая форма туловища — уравновешенность, более спокойный темперамент, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Довольно часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Очень негативный показатель — изображение внутренностей тела. Он говорит о важных психических нарушениях.

Ноги — знак опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. В случае если стопы нарисованы в профиль — это показатель устойчивости, уверенности в себе.

Рис.18 Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, либо отсутствие стоп высказывают чувство неуверенности (рис. 18). Дети, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, смогут так выразить наличие неприятностей, связанных с сексуальной сферой. не сильный, маленькие, не хорошо прорисованные либо заштрихованные ноги — выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. В случае если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности. Мелкие, неустойчивые ступни — достаточно нередкая особенность картинок детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любую секунду из-за очень не сильный устойчивости маленьких ступней. Ребенок бессознательно высказывает в символическом виде неустойчивость личности, выстроенной на не сильный, ненадежном основании. При дефиците базового эмоции защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает мешать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии. Сокрытие области гениталий довольно часто видится в картинках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, тогда как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота смогут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий так необычно, что их присутствие на рисунке возможно весьма значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более возможным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Картинки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис либо вульва изображаются откровенно, весьма редки. Обстоятельства этого необыкновенного дополнения нужно искать в случаях, каковые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, положенной в половые органы. Операция на грыжу либо обрезание по окончании младенчества может привести к страху кастрации. Соблазнение старшими детьми либо взрослыми либо более узкие маневры смогут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была обстоятельство тех редких случаев открытого изображения гениталий, — а как правило это были нарушения поведения того либо иного рода (агрессия, фобии), — это не мешало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Потому, что нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация обязана охватить максимум изюминок рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и размещение на странице, уровень качества линий (нажим, твердость, длительность либо прерывистость), последовательность изображения деталей, применение фона либо фоновых эффектов, и посторонних объектов, являются значимые аспекты представления ребенка о самом себе и кроме этого подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение трансформаций в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать мелкие фигуры, каковые робко занимают только мелкую область доступного пространства. Мелкие размеры фигуры смогут сказать о депрессии и эмоции неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым эмоцией безопасности рисуют вольно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и кидающимся в глаза размещением на странице высказывает свободу от тревожности и тревоги. Излишне громадные, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, высказывают не сильный внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать дефицит психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на странице вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево — свидетельствует акцентирование на себе. В случае если ребенок занимает рисунком в основном верхнюю часть страницы, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности довольно часто отражается на размещении фигуры в нижней части страницы.

Большая, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре страницы, говорит о завышенной самооценке. В случае если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот думается парящим в воздухе, то, возможно, его характеризует оторванность от действительности, склонность к фантазии и играм воображения, не сильный контакт с действительностью.

Мальчики (редко — девочки) подросткового возраста время от времени изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры в большинстве случаев считается показателем социальной напряженности. Помимо этого, это может служить признаком определенного эмоции вины, связанного со сферой общения. В случае если такое положение — голова в профиль, туловище анфас — усугубляется изображением ног в профиль, то при таких условиях возможно сказать о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Прическа детская на длинные волосы

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь через другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке возможно в полной мере естественным причиной, в случае если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

Рис.19 В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, потому, что прозрачность деталей противоречит действительности (рис. 19). Обращение может идти как о небольшой задержке развития, так и о более важных нарушениях, таких, как дезорганизация личности либо умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может кроме этого свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка — такие, как сигарета либо трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как показатель враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в картинках детей старшего возраста смогут сказать о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные знаки — это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на штанах возможно замечать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела. Подобные случаи без сомнений говорят об отклонении, потому, что большинство детей, кроме того с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу — явное отклонение от нормы. Данный отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с важными нарушениями и есть показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные картинки. Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать различные формы, но наиболее обычная для большинства детей — это расхождение между успеваемостью и способностями в школе. Многие из них достаточно талантливые, но слабо чувствительны к академическим занятиям. Довольно часто истоки неприятности смогут быть прослежены в домашней ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры либо ее части возможно замечать в картинках тревожных детей. Штриховка возможно ограничена лицом, нижней частью тела либо, например, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, время от времени направленную на область гениталий, возможно замечать в картинках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших данный этап, другими словами старше 13 лет, достигших возраста, в то время, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих свойств, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в картинках смогут быть показателями эмоционального расстройства.

Картинки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В ходе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, в течении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в картинках, каковые смогут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, вероятно кроме того облако либо два. Для мелких детей так нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, непременно, подтверждает предположение о возможных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов нужно разглядывать как необыкновенный, быть может, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Чёрные облака и заштрихованное солнце. Большое количество хорошо приспособленных детей смогут осветить рисунок людской фигуры добавлением сияющего солнца. В большинстве случаев в одном из верхних углов страницы, довольно часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, воображают лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они додают ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти ужасные показатели были увидены в картинках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. В большинстве случаев, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что являются выражением конфликта.

При интерпретации рисунка оценивается и уровень качества линий. Значение того либо иного типа линий вы имеете возможность отыскать в части книги, посвященной изюминкам детского рисунка в целом.

Прическа детская на длинные волосы

Помимо этого, к данной методике полностью применимы все неспециализированные моменты, касающиеся рисуночных тестов, и интерпретационный материал теста «Дом-Дерево-Человек» в той его части, которая относится к рисунку человека.

Так обобщая изложенное, возможно заявить, что рисунок человека дает богатую данные для размышлений. Рисунок ребенка разрешает выносить гипотетические суждения о таких свойствах и чертях личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импул

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *